Дорогие наши читатели!
Спешим поделиться с вами новостями. Уже с июня этого года ваша любимая газета "Мой цветок" объединилась с не менее интересным изданием "Мой огород и сад".
Теперь, в новом объединенном издании вы сможете прочитать не только полезные статьи с рекомендациями специалистов по выращиванию комнатных и садовых цветов, созданию цветочных композиций, ландшафтому дизайну.
Но также вы получите возможность узнать о том как вырастить огород на своем подоконнике или балконе, как украсить свою дачу и как добиться хорошего урожая. И конечно же вы по-прежнему можете задавать нам вопросы, присылать свои статьи и делиться опытом с другими читателями!

Бонсай – из глубины веков до наших дней

Бонсай, фото by bobosh_t @FLICKR.COM

Совсем, кажется, недавно появилось в обиходе русского человека так до конца и не понятое многим слово «икебана», теперь же на смену ему, а может быть, и в дополнение входит в моду другое слово — «бонсай». Это искусство выращивания карликовых деревьев.

Двух одинаковых бонсай не бывает!

Первыми, кто по достоинству оценил и принял оригинальность и непревзойденную красоту прямых, словно прутик, либо изогнутых, как дракон, деревьев на плошке, стали китайцы. Они говорили: «Как нет двух одинаковых людей на планете, так нет и двух пар бонсай, сходных меж собою». Первоначально деревца, будучи совсем малютками, пересаживались с горных утесов и вершин в искусственно созданные вазоны и чаши, выращивались там ради украшения дворцов знати, парков и молельных храмов, где люди порой проводили все свое свободное время.

Впоследствии это искусство переняли японцы и, кажется, довели его до совершенства. В древности, как, собственно, и сейчас, искусство бонсай было распространено исключительно в высших слоях общества, чуть позже обогатило оно и сословие самураев, став на какое-то время предметом споров и козней политиков.

Драгоценное чудо

Впервые упоминается бонсай в свитках, датированных XVII веком, в Японии. Сюда деревца, как одно из чудес света, были завезены странствующими монахами буддийского монастыря. В то время бонсай и вправду казался чудом, миниатюрные деревца ни на минуту не позволяли забыть о себе, они требовали долгого и кропотливого ухода, а это выливалось в немалые расходы, и  поэтому лишь богачи из знати могли позволить себе иметь дома произведения данного искусства. Эта мода, как огонь по сухой траве, очень быстро распространилась среди местных толстосумов и достигла своего максимального развития: вскоре каждый богатый человек просто обязан был иметь у себя дома бонсай. Благодаря этой моде и конечно же золотым рукам мастеров некоторые экземпляры живы и до сей поры, несмотря на то что им чуть менее или даже более трех сотен лет!

Японцы с удовольствием приняли часть китайской культуры, к тому же она идеально вписалась в быт островной страны, где за каждый сантиметр пустой площади веками шла борьба. Помимо прочего в условиях нехватки не только площади, но и времени жителям Страны восходящего солнца пришлась по душе возможность посещать уголки природы и наслаждаться созерцанием, буквально не выходя из дома. Особо зажиточные могли позволить создать у себя в отдельной комнате даже целые сады бонсай: зрелище это порой поражало воображение.

4 правила

Чуть позже, когда сама техника бонсай устоялась в японской культуре, ее стали «шлифовать», доводя до совершенства, так появились знаменитые, наверное, на весь мир правила формирования крон. Основных правил, или, по-иному, стилей, четыре:

  • это chokkan, что означает пряморастущее дерево, наверное, более привычное европейцу
  • shakan — дерево наклоненное, словно выросшее так, будучи пригнутым когда-то сильным порывом ветра
  • kengai — привычное скорее японцам ниспадающее дерево, так они выглядят, когда растут спускаясь со скалы либо высокого утеса
  • bankan — это дерево с искривленным, иногда так сильно, что с трудом безошибочно можно назвать культуру стволом

Путь в большой мир

В России все эти чудеса заморские появились, кажется, только вчера: в конце 70-х годов ХХ века это был дар от послов Японии Ботаническому саду. Конечно, увидели эти чудеса обычные люди еще примерно через десяток лет. Поэтому настоящее внедрение в массы бонсай можно датировать все-таки веком ХХI. Только сейчас становятся некой обыденностью деревца в офисах крупных кампаний, в кабинетах высоких начальников, и совсем еще редки бонсай в частных квартирах простых людей и даже среднего класса.

Чаще всего размещение бонсай у себя дома не относится к категории воспевания японского стиля или искусства, скорее это демонстрация своих финансовых возможностей: ведь настоящие, профессиональные бонсай баснословно дороги, и миниатюрное деревце может стоить 500 000 рублей.

Жители Европы чуть ранее, чем россияне, познакомились с искусством бонсай: первая выставка, которая приятно шокировала всех, состоялась в 1900 году в Париже, с тех пор культура и искусство бонсай как во Франции, так и в Англии процветает.

Если вы решите завести у себя дома частичку культуры и природы – бонсай, знайте, что это необычное деревце, это часть микромира, слитого воедино. Подробнее об этом восточном искусстве вы узнаете из следующих номеров.

Кстати

Японцы верят, что настоящий бонсай будет жить лишь у человека с чистыми помыслами и светлой душой, в противном случае дерево быстро погибнет. Поэтому совсем неверным будет название «деревце на подносе», как дословно переводится это слово, более точное определение скорее связано с чем-то поэтическим, абстрактным и философским. С тем, что может определить и объяснить истинную душу карликового растения.

Ирина Гурьева, г. Мичуринск

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)