Дорогие наши читатели!
Спешим поделиться с вами новостями. Уже с июня этого года ваша любимая газета "Мой цветок" объединилась с не менее интересным изданием "Мой огород и сад".
Теперь, в новом объединенном издании вы сможете прочитать не только полезные статьи с рекомендациями специалистов по выращиванию комнатных и садовых цветов, созданию цветочных композиций, ландшафтому дизайну.
Но также вы получите возможность узнать о том как вырастить огород на своем подоконнике или балконе, как украсить свою дачу и как добиться хорошего урожая. И конечно же вы по-прежнему можете задавать нам вопросы, присылать свои статьи и делиться опытом с другими читателями!

Вселенная в одном цветке

Искусство украшать цветами все события жизни человека зародилось на Земле в глубокой древности. Считается, что икэбана «пришла» в Японию из Индии, через Китай и Корею вместе с буддизмом, в VI веке. Однако такого совершенства и возведение в ранг искусства она не претерпевала ни в одной стране.

Только в Японии существует понятие «ханами» — любование цветами.

Само слово «икэбана» происходит от глагола «икэру» — оживлять, придавать другой смысл.

«Цветы в икэбана цветут совсем по-иному, чем в природе. Цветут по-иному — это очень важно.

Несомненно, для создания композиций важна техника. Вы оттачиваете технику и приемы, чтобы овладеть искусством Икэбана. Но следует помнить: в конечном счете обозрению предстает не техника, не приемы. Обозрению предстают цветы. Если вы упустили в своей работе цветы — это конец. Так как же передать красоту этих «иных цветов», — цветов, что зовутся икэбана?»

Эти слова Софу Тэсигахара, основателя самой популярной и современной в мире школ икэбана — школы Согэцу, что в переводе с японского означает «Луна и Трава».

Основными идеями этой школы, созданной в 1927 году, были идеи свободы творчества: икэбана могут создавать кто угодно, где угодно и из чего угодно. Стирались национальные и половые признаки, рамки и границы пространства интерьера и сада и материалы, доступные для творения. Это было прорывом, свободой творчества. Недаром Софу называли «Пикассо цветов».

«Я хочу быть ничем не связан, я хочу оставаться свободным», — эти слова Софу первое, что хочется сказать ученикам на вводном занятии икэбана. А потом уже рассказывать о правилах построения композиции, о ритме и масштабности, о цвете, об акценте и многом другом. Но это темы других статей, а эта — только о том, что же такое само понятие «икэбана» и чем она отличается от более древнего слова «кадо», что обозначало «путь цветка».

Кадо (путь цветов) — соотнесенность с универсальными составляющими мироздания — Небом, Землей и Человеком. Эти три основных элемента — основа любой икэбана, любой школы и любого стиля.

Основы построения композиции

Композиция строится по законам золотого сечения: самая крупная ветка — небо (син), а дальше — простейшие математические формулы; находим размер второй ветки — земля (соэ) и третьего элемента — человек (хикаэ). Хикаэ — чаще всего цветы. Вот те три кита, на которых построена простейшая форма икэбана. Конечно, важны углы наклона основных элементов и принципы сочетания этих элементов между собой, цвет, дополнения и т.д. Но основное — минимализм и некая загадка, недосказанность.

«Японца стесняет изобилие, ему привычнее не сад, а ветвь, не лес, а дерево. Его привлекает первый снег из-за его недолговечности, так же он дорожит и цветением. Для нас сливы — плод, для японца — цвет. Японец ставит в вазу два цветка, а не букет, сочиняет трехстишие, а не поэму. Он ценит не яркие солнечные лучи, а рассеянный цвет, ибо он на грани бытия, вот-вот исчезнет».

Ассимметрия — это также подчеркивание ценности мгновения, порыв, динамика, кажущаяся неустойчивость. Это основные принципы икэбана, которые постигают ученики на начальных ступенях обучения. В школе Согэцу существует стройная система обучения искусству икэбана.

Вопреки всем канонам, есть учебники и система занятий от простых к раскрытию сложных тем. Обучение для получения диплома преподавателя — два года. Затем дается творческий псевдоним — имя мастера. Как правило, это очень поэтичные имена, точно передающие суть приемов, характерные для каждого из мастеров. И далее начинается творческий путь мастерства.

Какая она — современная икэбана?

Икэбана, как и любое искусство, передает дух времени.

Это может быть небольшая композиция в интерьере, а может быть арт-объект или даже крупная инсталляция в залах музея современного искусства или же объект на природе, передающий особенность данного пространства, заставляющих природу звучать острее, тоньше. Это может быть действительно звучащий объект, как «Поющие бамбуки», экспонировавшиеся на выставке в Москве в 2005 году, а может быть объект — призрак, парящий над полом в залах современной галереи.

Все это икэбана — вселенная, запечатленная в одном цветке.

И еще следует сказать, что цветок и человек в икэбана — это как танцующая пара, они одни в целом мире, они находятся в вечном диалоге и в вечной связи друг с другом.

Мне кажется, именно это привлекает в искусстве икэбана и оставляет ее неизменно интересной и постоянно изменяющейся в зависимости от ритма эпохи, в которой ее творит мастер.

«Цветок не цветет дважды. И человек тоже не может дважды встретиться с цветком, оставаясь прежним. Что-то непременно должно связывать их в этом бренном мире. Не Икэбана ли?»

Светлана Замрий, вице-директор Московского филиала японской школы Согэцу, руководитель студии икэбана «Кадо», мастер 2 степени Jonin Sanyo с именем JOSUI (женщина, подобная воде). В статье представлены работы автора в авторской керамике.

cvetenie slivy
baykal
bambuki 2005
Голосов еще нет