Дорогие наши читатели!
Спешим поделиться с вами новостями. Уже с июня этого года ваша любимая газета "Мой цветок" объединилась с не менее интересным изданием "Мой огород и сад".
Теперь, в новом объединенном издании вы сможете прочитать не только полезные статьи с рекомендациями специалистов по выращиванию комнатных и садовых цветов, созданию цветочных композиций, ландшафтому дизайну.
Но также вы получите возможность узнать о том как вырастить огород на своем подоконнике или балконе, как украсить свою дачу и как добиться хорошего урожая. И конечно же вы по-прежнему можете задавать нам вопросы, присылать свои статьи и делиться опытом с другими читателями!

Идеи дарит китайский сад. Часть 1

Садовое и парковое искусство Востока, а именно Китая, занимает особое место в мировой истории ландшафтной архитектуры. А любой садовый участок — это воплощение «частного видения ландшафта». Тут важно увидеть перспективы, создать сад для «созерцания», отдыха и релаксации. Либо просто уголок. Но он будет особым местом в вашем саду.

Мы всегда упускаем, точнее, не задумываемся или не знаем, что именно китайская традиция создания пейзажного стиля сада оказала существенное влияние на развитие и формирование европейского ландшафтного проектирования. Она сказалась на изменении основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий в создании «английских» садов в целом и парковом строительстве в частности. Это все нашло свое отражение в особенностях наших самых известных парковых ансамблей.

Немного истории

История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. Главная идея китайского сада — это умение автора предать мир природы в миниатюре (в плошке бонсая, уголке сада, природном парке).

Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты. Фраза из Р. Киплинга: «Смотри вокруг, смотри в себя» — это краеугольный камень философии сада. Чем он больше отвечает и соответствует вашей идее, вашему внутреннему миру, настроению, восприятию — тем оригинальнее и привлекательнее будет сад.

Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение — представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад» — гласила древняя китайская поговорка. В китайской традиции огромное значение приобретает предметная символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, воды), но и архитектурных сооружений (беседок, павильонов, мостиков). Растить сад — все равно, что создавать миниатюру: и то, и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого покоя души.

С чего все начинается?

Одно из основных направлений китайского садового искусства — создание на небольших участках земли миниатюрных садов. Верх искусства — создание «пинджина», или бонсая — рукотворного образа мира живой природы. В садах размещают беседки или павильоны, мостики, водоемы и водопады, скалы и гроты, обязательно добавляя для общей эстетики редкие виды деревьев и кустарников.

Второе направление — проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа, чаще — рукотворного (скалы, горы, водопады).

Обязательна организация высадок растений большими группами, пересеченные дорожками, «речками или ручьями», визуально и территориально разделенными.

Мы всегда задаемся вопросом — можно ли создать у себя китайский сад? Я скажу — нам создавать китайский сад не имеет смысла, ибо по менталитету, образу мысли, восприятию мы очень разные. Но вот увидеть, что такое «китайский сад», почерпнуть новые и свежие идеи оформления и воплотить их у нас, творчески переработав, дополнив, используя отечественные материалы — задача посильная и выполнимая.

Если у вас всего 6 соток — значит, вам надо осваивать первое направление китайского сада. Если же вы обладатель значительных площадей — можно замахнуться и на рельефный сад. Главное помнить — сад должен быть местом отдохновения, релаксации и медитации, создавать благостное настроение, желание созидания.

Основная воплощаемая идея — чтобы, проходя садом, в каждой новой точке обзора, за его видимыми ландшафтами и пределами, имелись (хоть зрительно) новые ландшафты. Важно создать иллюзию «безграничности», но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским.

Камень — главный предмет пейзажа

Камень в саду чаще всего может ассоциироваться с альпийской горкой, рокарием или выложенной дорожкой. Редкий сад в России может похвастаться вписанными в ландшафт камнями. Нет у нас в садовой культуре еще к камню возвышенного философского отношения и восприятия его в композиции. А вот в Китае камень — это центр мироздания.

В китайском саду камень уравновешивает природные стихии дерева и воды, а также знаки человеческого присутствия — архитектурные сооружения. Поэтому камню в китайском саду уделяется важное место. Они могут быть разных пород, размеров и форм, быть отдельно стоящими глыбами или группой, композицией, организующей пространство.

Камни в саду позволяют реализовать главную идею китайского садоводства — создать искусственный микромир, вписанный в естественный ландшафт в конкретном месте.

Камень в саду может быть и один. Тогда обязательно большой. И очень красивый. Он может быть размещен на подставке и/или расположен в композиции. Это может быть и композиция из камней, самого разного размера, цвета, фактуры и т.д. Особо ценны камни с переливами, узорами, с вкраплениями разнообразных цветов, перфорированные. Такие камни становятся ценны не только с художественной точки зрения, но и с философской — это предмет, влияющий на чувства и энергетическое состояние человека. Их слушают, их созерцают.

Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Это может быть переход из одной части сада в другую. Они могут быть созданы даже без использования в посадках каких-либо растений (ни древесных, ни кустарников, ни лиан), либо зарастающие декоративнолистными лианами или совместно с красивоцветущими кустарниками; или на фоне графичных (дуб, клен, сосны) деревьев.

Сложные композиции из камней могут быть «сшиты» задекорированным цементом, с тем, чтобы зрительно сооружение воспринималось как естественное.

Ограждения и стены

Отгородить свою территорию, закрыть ее от «чужих» взглядов — атрибут столь же древний, как и семья. Сады и парки, особенно в Китае, принято обязательно огораживать, поскольку сад — это символ рая на Земле. Стена — самый простой прием расчленения пространства.

С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же она как часть окружающего ландшафта. Всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов, подобно «извивающемуся дракону», защищающего пространство сада.

Стена (ограда или высокий забор) значима и многофункциональна. Обычно беленые стены являются отличным фоном для высаженных рядом растений. Поэтому ограда как таковая располагает к созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь. Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать на ней надпись. Ибо стена подобна свитку — пустое белое пространство для выражения эмоционального восприятия сада.

Ворота

В Китае ни город, ни дворец, ни учреждение, ни сад не могут обойтись без главных входных ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Они могут быть даже без стен, ведь ворота сами по себе — это символ и значение того места, перед которым вы находитесь. Если всматриваться в их форму, стиль, крышу, скаты и т. д. — всегда легко выделить особенности провинции, стиль и время постройки, уровень и социальное назначение.

Проемы, проходы — как варианты ворот

Стена, изрезанная проемами, предоставляет зрителю неисчерпаемые возможности любоваться открывающимися видом. В Китае существует правило придавать проемам и проходам разную форму: круга, цветка сливы, веера, вазы, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или тыквы-горлянки и т.д. Самые распространенные — округлые «лунные ворота». Ибо круг — символ неба.

Павильоны

Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Павильон — место для уединения и созерцания. Это могут быть самые разнообразные сооружения: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде, но в пространстве сада нет никаких нарочитых сочетаний и композиций. Все подчинено идее уединения и созерцания мира из любой точки.

Окна

Первоначально, учитывая особенность быта закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача — передать связь между внешним и внутренним пространством. Оно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной».

Окна сами по себе — пейзажи. Окно может быть оформлено просто в форме проема разной конфигурации или нарисовано на стене. Может быть со вставкой из стекла или с вырезанной решеткой из дерева.

Крыши

В каждой провинции Китая свой стиль, форма, манера крыш. Часто используемое черепичное покрытие подобно чешуе дракона, как и изгибы коньков крыш, напоминающие его тело. Особая форма крыш, позволяющая стекать воде (дождю) струями, создавая особый звук, такой важный для создания настроения, проникновения в природу. Вода с крыши во время дождя — дополнительный элемент сада. Это «временный» водопад.

Вода

Шум падающей воды — обязательная принадлежность китайского сада. Это может быть водопад, фонтан, речка, ручей, источник. Наиболее ценно, если в саду есть природная вода — река, водопад. Но если таковой нет, ее создают.

Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от зрителей. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова. Это создавало впечатление, что они «вырастают» прямо из воды. Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водотоки перекинуты «верблюжьи или горбатые» мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами. Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, они служили местами пикников, прогулок и т.д.

Живая вода — водопады, могут быть созданы в саду с помощью крыши, а именно с использованием водоотводников, стоков. Крыши павильонов в Китае строят таким образом, чтобы дождевая вода, падая с них, выглядела как настоящий водопад.

Окончание ]]>здесь]]>.

Кирилл Ткаченко, г. Санкт-Петербург, фото автора

okna 00739
figurnye-prohody 06818
steny 05884
voda-00240
kamni 00254
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 votes)