Дорогие наши читатели!
Спешим поделиться с вами новостями. Уже с июня этого года ваша любимая газета "Мой цветок" объединилась с не менее интересным изданием "Мой огород и сад".
Теперь, в новом объединенном издании вы сможете прочитать не только полезные статьи с рекомендациями специалистов по выращиванию комнатных и садовых цветов, созданию цветочных композиций, ландшафтому дизайну.
Но также вы получите возможность узнать о том как вырастить огород на своем подоконнике или балконе, как украсить свою дачу и как добиться хорошего урожая. И конечно же вы по-прежнему можете задавать нам вопросы, присылать свои статьи и делиться опытом с другими читателями!

Пора хризантем и желтых листьев

Чтоб холодный вихрь

Ароматом напоить, опять раскрылись

Поздней осенью цветы

Мацуо Басе

Осень — самая благодатная пора для поэтов и художников, осень — пора хризантем и желтых листьев… Чтобы насладиться ею, мы решили провести занятия икэбана в одном из живописнейших мест, выбрав для укрытия от дождя беседку в японском стиле. Вот здесь и создавалась осень в вазах в стиле саби-ваби, что значит «изысканная простота». Хотелось раствориться в удивительной тишине и запахах воды, осенних листьев и горьковатых нотках желтых хризантем.

Хризантемы с их чувством собственного достоинства и покоем уподобляют одиноким вершинам. Они, словно благородные люди, исполнены вкуса и изысканности. Такие растения уникальны — они являют суть осени.

Осенняя икэбана — какая она?

Цвет осени для японца — белый, как осенняя луна, особенно красивая в это время года. Как поспевающий на полях рис, как окончание временного цикла и опустошение… Поэтому из ваз, предложенных на выбор, мы остановились на белых или почти белых.

Материал для икэбана собирали тут же — ветки дуба черешчатого, лиственницы европейской, клена русского.

Но главное — это пространство и настроение осени. Суть икэбана состоит во взаимодействии трех основных элементов, знаменующих небо — землю — человека. Небо и земля — это в композиции, как правило, ветки, а человек — цветы. В икэбана эти элементы устанавливают так, что их вершины образуют треугольник, символизирующий триединство всего сущего: рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу.

Икэбана — это объемно пространственная композиция, композиция кругового обзора, сродни скульптуре; она прекрасна со всех сторон.

Дух осени — птица Феникс

Минимализм осени заключается как в цвете, так и в сдержанности сочетания разнообразных растений. Но все же самим своим присутствием цветы и травы вселяют надежду, что это — не конец, а лишь завершение одного этапа чего-то вечного, что после небольшой передышки возродится вновь.

В представленных работах — «Соната хризантем» и «Птица Феникс» — легкая грусть сменяется уверенностью, что отжившее сменится новым, и душа снова воспарит, подобно птице.

И самое главное в икэбана — это даже не подбор растений и сосуда, не момент создания композиции, а медитативное созерцание, своеобразная молитва, сосредоточение на сути ее, если можно так сказать, души. Тогда на ум приходят слова принца Ситоку: «Самое ценное — это атмосфера нежности; самое важное — не противоречить другим».

Сезонность — это еще не вся икэбана

Но все же хотелось бы сделать небольшое добавление к ранее сказанному, цитируя основателя крупнейшей школы современной икэбаны «Согэцу» Софу Тесигахара: «Сезонность может быть темой для композиции. Связь между икэбана и временем года достаточно сильна. Но сезонность — это еще не вся икэбана».

В своей знаменитой «Цветочной проповеди» Будда, не сказав ни слова, указал своим ученикам на цветок. Только один из них понял смысл этого безмолвного наставления Учителя.

Вот такие простые вещи открыли для себя участники мастер-класса «Осенняя икэбана», которую мы провели под открытым небом под звуки моросящего дождика в один из осенних дней.

Возможно, и вы захотите устроить себе такой же праздник общения с прекрасной ускользающей красотой всего сущего.

Светлана Замрий, вице-директор Московского филиала японской школы икэбана «Согэцу», руководитель студии икэбана «Кадо», мастер 2 степени Jonin Sanyo

Фото: Геннадий Смирнов, Андрей Барсуков, Светлана Замрий.

Керамика: Светлана Замрий, Олег Маймистов (вазы в работе «Белые цветы Духа осени»).

Икэбана: Светлана Замрий.

Интересно

Даже к завядшим цветам японцы относились с почтением: их либо предавали земле, либо пускали плыть по воде.

Композиция икэбана тесно связана и с реальной природой, с садом. Поэтому создание икэбана в парке на столах под открытом небом вносило особую атмосферу растворения в онтологии бытия и мастера, и тех, кто созерцал этот процесс, эмоционально участвуя в нем.

radost sozidaniya
ptica feniks
sonata hrizantem
Голосов еще нет